"О некоторых проблемах составления учебной программы по шахматам"

О некоторых проблемах составления учебной программы по шахматам.

 

     Мы живём и трудимся в эпоху непрерывного реформирования российского образования и спорта, постоянно принимаются новые законы, новые образовательные нормы, новые ЕВСК и тем прочее. Приказом Минспорта России № 930 от 12 октября 2015 года утверждён Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорту шахматы, в котором строго обозначены требования к структуре и содержанию программы спортивной подготовки. Все прежние программы и учебные планы, которые верой и правдой служили шахматным тренерам (и давали хорошие стабильные результаты) оказались вне закона, как не соответствующие Федеральному стандарту.           

     С тех пор абсолютно обосновано руководители образовательных и спортивных учреждений требуют от каждого педагога и тренера (тренера-преподавателя) наличия Учебной Программы, составленной в соответствии с Федеральным стандартом. Многие тренеры оперативно нашли на просторах интернета примерную программу из спортивной школы города N, что-то откорректировали, адаптировали для своих условий, руководитель учреждения утвердил, а дальше… Кстати, я не знаю, что дальше: тренер работает в полном соответствии с новой программой или так, как получается. Скорее всего – второе. Дело в том, что очень немногие муниципальные образовательные и детские спортивные учреждения могут обеспечить те условия, которые утверждены в Федеральном стандарте. У кого учебное помещение оборудовано интерактивным комплектом? Душевые комнаты? Кто имеет свободный доступ к тренажёрному залу, чтобы проводить систематические занятия общей и специальной физической подготовки? Можно ещё упомянуть, что Федеральный стандарт к числу необходимого инвентаря относит такие «мелочи», как секундомер, турник, мат гимнастический и т.п. Тем не менее, Программа должна быть составлена в соответствии с федеральным стандартом. Поэтому шахматные тренеры не жалуются на отсутствие необходимых условий, а пишут учебную Программу и работают согласно имеющимся ресурсам.

     Автор этих строк при составлении Программы спортивной подготовки столкнулся с некоторыми проблемами, с которыми возможно встретились и другие коллеги. В данной статье освещаются эти проблемы и противоречия, предлагаются методы для их решения, несколько вопросов оказались открытыми: надеюсь, что коллеги подскажут методы их решения.

 

  1. 1.    Законодательные акты, на основании которых составляется Программа обучения шахматам.

 

     При составлении учебной Программы мы должны руководствоваться рядом законодательных актов. Довольно полный список приводится ниже:

 

   - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

   - Федеральным Закон «О физической культуре в Российской Федерации»;

   - Приказ Министерства спорта России от 27.12.2013 г. №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

   - Приказ Министерства спорта России от 15.11.2018 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»;

   - Приказ Министерства спорта России № 930 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта шахматы» от 12.10.2015г. Далее по тексту будем применять аббревиатуру ФССП.

     Важно отметить, что при составлении учебной программы по шахматам в образовательном учреждении (в том числе в ДЮСШ) мы должны руководствоваться Приказом Минспорта № 939 от 15.11.2018 г., а при составлении Программы спортивной подготовки по виду спорта шахматы в спортивной школе – Приказом минспорта № 930 от 12.10.2015 г., - ФССП.

     Кроме законодательных актов авторы программ руководствуемся основополагающими принципами и положениями теории и методики спортивной тренировки, результатами научных исследований и обобщения передового опыта работы детско-юношеских спортивных школ, а также элементарной педагогической логикой и собственным тренерским опытом.

     Далее рассмотрим проблемы, которые возникали у автора этой статьи в процессе составления Программы спортивной подготовки в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта шахматы.

  1. 2.    Некоторые проблемы составления Программы

спортивной подготовки.

     Первая проблема, с которой сталкивается автор и он же - пользователь программы спортивной подготовки – это отсутствие типовой программы. Поэтому приходится искать в интернете ту программу, которая наилучшим образом соответствует имеющимся условиям. В интернете можно найти сотни программ. Возникает вторая проблема: проблема выбора. Каждая программа утверждает в Пояснительной записке, что составлена в соответствии с федеральным стандартом, но почему-то все программы разные и по компоновке  материала, и по размещению одноимённых тем и блоков в разных разделах. Это касается в первую очередь разделов «Нормативная часть» и «Методическая часть». Это третья проблема: проблема соответствия конкретного содержания каждого раздела  Программы Федеральному стандарту. Эта проблема вроде несущественная: форму и последовательность изложения можно соблюсти, следуя рекомендациям и требованиям Федерального стандарта.

     Структура программы согласно федеральному стандарту должна содержать следующие разделы:

- титульный лист;

- пояснительная записка;

- нормативная часть;

- методическая часть;

- система контроля и зачётные требования;

        - перечень информационного обеспечения.

     Структура вполне логичная и практически совпадает со структурой старых учебных программ. ФССП также регламентирует подструктуру: какое содержание по пунктам должно быть в каждом разделе.

     Итак: у нас есть несколько программ из разных спортивных школ разных населённых пунктов России, есть структура и заданная подструктура: чёткий перечень пунктов и содержательных блоков по каждому разделу согласно ФССП. Остаётся брать материал из разных источников и выстраивать его в соответствии с требованиями ФССП. Компиляция материала по строго заданной подструктуре. Казалось бы: что здесь сложного?

     Оказалось, что это тяжкий труд: имеющиеся источники нередко не только нарушают подструктуру программы, но ещё и размещают содержательные блоки и отдельные пункты в несоответствующих разделах, при этом смешивая в одном блоке содержание из разных разделов. Таким образом, решение «несущественной» проблемы номер три потребовало огромного количества времени, и эта проблема адекватно не решена до сих пор.

     В связи с чем, обращаюсь к коллегам с просьбой подсказать: где можно найти примерную программу спортивной подготовки, по структуре и форме действительно соответствующую требованиям ФССП?

     Думаю, многие коллеги-тренеры согласятся, что для пользователя программы главная её часть – это Учебный план. В разных источниках его называют также «Учебно-тематический план», и т.п. В ФССП нет понятия учебного плана, но упоминается (только один раз!) «Годовой тренировочный план», однако, не обозначено место в программе для этого важнейшего раздела. Это ещё одна проблема при разработке Программы:  как разрабатывать Годовой тренировочный план и где его размещать?

     Во многих программах спортивной подготовки, опубликованных в интернете, отсутствует понятие «Годовой тренировочный план», а фигурирует привычное понятие «учебный план», что, по нашему мнению, равнозначно. При изучении этих источников выясняется, что различные программы, опубликованные в сети интернет, можно разделить на две основные категории:

1)    программы, не содержащие учебные планы (возможно, они идут отдельными документами как приложения;

2)    программы, содержащие учебный план. При этом у разных авторов учебные планы подчас включены в разные разделы.

     В первом случае всё сделано в соответствии с федеральным стандартом. Во втором случае авторы программ применили здравую педагогическую логику.

     Согласно ФССП в «Методической части» Программы должен быть размещён (цитата): «программный материал для практических занятий по каждому этапу спортивной подготовки с разбивкой на периоды подготовки». Методический материал должен быть подобран согласно разделам Годового тренировочного плана (Учебного плана), а далее – вписан в План-график распределения учебных часов. Поэтому делаем вывод, что Годовой тренировочный план должен быть в «Нормативной части» Программы спортивной подготовки: учебные часы и объём соревновательной деятельности строго нормируются в ФССП.

     По каждому году обучения ФССП определяет нормативы максимального объёма тренировочной нагрузки, процентное соотношение объёмов тренировочной нагрузки, планируемые показатели соревновательной деятельности и т.д. При простейшем арифметическом анализе нескольких программ спортивной подготовки, взятых из сети интернета, приходится констатировать, что во многих случаях нормы, установленные ФССП, и указанные в авторской программе спортивной подготовки, и цифры учебных часов в одной в той же программе не согласуются друг с другом. Выявляется ещё одна проблема: нарушение взаимосвязи нормирования учебных часов с нормами ФССП. Подобная проблема постигла и автора данной статьи.

     Пытаясь разобраться, как исправить арифметическое несоответствие норм ФССП, отдельных объёмов тренировочной нагрузки и количества часов по каждой учебной теме, я составил методику расчёта объёмов тренировочной нагрузки для их включения в Годовой тренировочный план (Учебный план) Программы спортивной подготовки.

     В следующем разделе приводим эту методику. Заранее приношу извинения за некоторые громоздкие предложения: формулирование данных предложений диктуется рамками нормативной лексики, принятой в ФССП.  

  1. 3.    Методика расчёта объёмов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки для включения в Годовой тренировочный план в Программе спортивной подготовки по виду спорта шахматы.

     Цель данной методики – представить простой алгоритм составления Годового тренировочного плана на основе расчёта объёмов тренировочной нагрузки по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки в соответствии с нормами ФССП.

     Уважаемые коллеги-тренеры знают, что современные Программы спортивной подготовки должны охватывать многолетний непрерывный соревновательно-тренировочный процесс, состоящий из этапов спортивной подготовки согласно ФССП:

   - этап начальной подготовки – ЭНП: 2 года;

   - тренировочный этап (Этап спортивной специализации) – ТЭ: 4 года;

   - этап совершенствования спортивного мастерства - ЭССМ;

   - этап высшего спортивного мастерства - ЭВСМ.

     В данной методике рассматриваются только два первых этапа спортивной подготовки: начальной подготовки - ЭНП и тренировочный этап - ТЭ.

     Виды (или разделы) спортивной подготовки:

   - общефизическая подготовка – ОФП;

   - специальная физическая подготовка – СФП;

   - технико-тактическая подготовка – ТТП;

   - теоретическая, психологическая подготовка – ТПП;

   - участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика – СИСП.

     Некоторые обозначения неформальные, применяются только здесь.

 

     Предлагаем применить нижеприведённый Алгоритм расчёта учебных часов для того, чтобы часы учебных занятий по теории и практике, объёмы физической подготовки, время участия в соревнованиях, отражаемые в  Годовом тренировочном плане на каждом этапе спортивной подготовки соответствовали планируемым объёмам тренировочного процесса в соответствии с нормами ФССП.

     Следуя поочерёдно каждому пункту Алгоритма, у составителя Годового тренировочного плана   возможность запутаться и ошибиться в расчётах сводится к минимуму.

     Обращаем внимание, что нормы, взятые из ФССП, являются обязательной и неизменной основой для всех дальнейших расчётов. А числа, выделенные синим цветом – примеры, но рассчитанные на основании нормативов ФССП.

     Алгоритм расчёта учебных часов Годового тренировочного плана

по виду спорта шахматы на этапах ЭНП и ТЭ.

 

1)    Определяем конкретные года обучения на этапах спортивной подготовки многолетнего плана спортивной подготовки.

    

     Согласно Приложению 1 ФССП продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта шахматы следующие:

 

Таблица 1.

Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Наполняемость групп (человек)

Этап начальной подготовки

2

7

10

Тренировочный этап

4

8

6

 

     Из этой нормы определено, что мы составляем шестилетний тренировочный План по следующим годам подготовки:

- ЭНП-1 – 1-ый год этапа начальной подготовки;

- ЭНП-2 – 2-ой год этапа начальной подготовки;

- ТЭ-1 – 1-ый год тренировочного этапа;

- ТЭ-2 – 2-ой год тренировочного этапа;

- ТЭ-3 – 3-ий год тренировочного этапа;

- ТЭ-4 – 4-ый год тренировочного этапа.

 

 

 

2)    Определяем объёмы каждого раздела спортивной подготовки в процентном соотношении.

 

     Согласно Приложению 2 ФССП соотношение объёмов тренировочного процесса по видам (разделам) спортивной подготовки на каждом этапе спортивной подготовки должны находиться в соответствующих пределах:

 

 

Таблица 2.

Разделы спортивной подготовки

Этапы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

До

года

Свыше

года

До 2

лет

Свыше 2 лет

Общая физическая подготовка, ОФП(%)

10-16

8-14

4-8

4-6

Специальная физическая подготовка, СФП (%)

 

 

4-6

4-6

Теоретическая, психологическая

подготовка, ТПП (%)

30-40

30-40

15-25

15-25

Технико-тактическая подготовка, ТТП (%)

40-58

40-58

50-70

40-60

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, СИСП (%)

2-4

4-6

7-12

15-25

 

     Как видно из таблицы 2, нормы соотношения объёмов тренировочного процесса варьируются в некоторых пределах, но не позволяют их нарушать.      Конкретный объём (в процентах) по каждому виду спортивной подготовки составитель Годового тренировочного плана рассчитывает, исходя из местных условий и своего педагогического, тренерского опыта.

 

   Для примера возьмём следующие цифры:

     Таблица 3.

Разделы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап

ЭНП-1

ЭНП-2

ТЭ-1

ТЭ-2

ТЭ-3

ТЭ-4

ОФП

10%

8%

5%

5%

5%

5%

СФП

-

-

5%

5%

5%

5%

ТПП

40%

36%

21%

23%

20%

20%

ТТП

45%

50%

59%

55%

50%

45%

СИСП

5%

6%

10%

12%

20%

25%

3)    Определяем количество учебных часов в каждом учебном году.

    

     Согласно Приложению 9 ФССП максимальный объём тренировочной нагрузки на этапах спортивной подготовки по виду спорта шахматы устанавливается следующими нормативами:

 

Таблица 4.

Этапный норматив

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Количество часов

в неделю

6

8

9

12

Количество тренировок

в неделю

4

5

6

9

Общее количество часов

в год

312

416

468

624

Общее количество тренировок в год

208

260

312

468

 

     В соответствии с пунктом 10 раздела V ФССП тренировочный процесс ведётся в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели – весь календарный год. В подавляющем большинстве программ обозначено, что в них включено 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительные 6 недель – в спортивно-оздоровительном лагере; по индивидуальным планам на период активного отдыха спортсменов.

     Таким образом, Годовой тренировочный план в 52 недели целесообразно разделить на Основной тренировочный план (46 недель) и План дополнительной подготовки (6 недель). Тренировочная деятельность по индивидуальным планам осуществляется согласно ФССП на этапах ЭССМ и ЭВСМ. следовательно, на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе в План дополнительной подготовки (6 летних недель) можно включать тренировочную деятельность в оздоровительных лагерях, учебно-тренировочных сборах, других спортивных и массовых мероприятиях.

 

     Годовой тренировочный план каждого года спортивной подготовки состоит  из основного и дополнительного, в часах это выглядит так:

- ЭНП-1:    Основной план 276 ч. + дополнительный план 36 ч.;

- ЭНП-2:    Основной план 368 ч. + дополнительный план 48 ч.;

- ТЭ-1-2:    Основной план 414 ч. + дополнительный план 54 ч.;

- ТЭ-3-4:    Основной план 552 ч. + дополнительный план 72 ч.

 

4)    Составляем шестилетний тренировочный план с указанием объёмов каждого раздела подготовки в часах по каждому году подготовки.

 

     Таблицу 2, где даются пределы максимального объёма спортивной подготовки по каждому разделу в процентах, мы заполняем численными значениями в часах, при этом расчёт ведём по Основному тренировочному плану. Тематическое содержание 6 летних недель будут планироваться отдельно, исходя из местных условий и, планов и предложений муниципальных и региональных спортивных федераций, других обстоятельств.

 

     Для примера, выбранные нами проценты в таблице 3 переводим в количество часов по каждому виду подготовки в каждом учебном году.

 

  Таблица 5

Разделы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап

ЭНП-1

ЭНП-2

ТЭ-1

ТЭ-2

ТЭ-3

ТЭ-4

ОФП

10%

8%

5%

5%

5%

5%

28

30

20

20

28

28

СФП

-

-

5%

5%

5%

5%

-

-

20

20

26

26

ТПП

40%

36%

21%

23%

20%

20%

110

132

86

90

112

110

ТТП

45%

50%

59%

55%

50%

45%

124

184

246

230

276

248

СИСП

5%

6%

10%

12%

20%

25%

14

22

42

54

110

140

Всего часов ( за 46 учебных недель)

276

368

414

414

552

552

 

     Получили шестилетний тренировочный план спортивной подготовки в часах по каждому разделу спортивной подготовки в каждом учебном году.

     Теперь можно переходить к составлению примерного Плана-графика распределения учебных часов для каждого года спортивной подготовки.

 

5)    Составление Плана-графика распределения учебно-тренировочных часов для каждого года обучения по разделам спортивной подготовки.

     Берём стандартную сетку годового плана-графика распределения учебных часов по месяцам и заполняем нормами часов, высчитанных выше.

 

     Для примера возьмём первый год обучения на тренировочном этапе ТЭ-1 и заполним сетку плана-графика в соответствии с нормами, полученными в таблице 5, исходя из 9 учебных часов в неделю согласно приложению 9 ФССП, всего 468 часов за календарный год: 414 ч. + 54 ч.

 

Таблица 6

 

ЭНП - 2

 

Основной тренировочный план

Доп.

 

Разделы спортивной подготовки

часов по основному плану

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

1

ОФП

20

4

4

 

 

 

 

4

4

4

 

 

 

 

2

СФП

20

 

4

 

 

 

 

 

 

4

6

6

 

 

3

ТПП

86

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

6

 

 

4

ТТП

246

26

24

18

32

24

28

20

26

24

10

14

 

 

5

СИСП

42

 

 

12

 

8

 

8

 

 

14

 

 

 

 

Всего часов по Основному плану

414

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерно часов в месяц

38

40

38

40

40

36

40

38

40

38

26 осн.

14 доп.

40 доп.

Всего часов по дополнительному плану

54

 

     Следует отметить, что получившийся план-график распределения учебно-тренировочных часов примерный. но важно, что теперь все суммы чисел соответствуют и нормативам ФССП, и вполне укладываются в реальные условия проведения тренировок.

     Далее следует конкретизировать часы отдельных учебных тем в соответствующих разделах спортивной подготовки. Получится реальный рабочий помесячный план.    

 

     Возможно, данная методика неточная, возможно неполная, возможно излишняя – прошу коллег-тренеров с ней познакомиться и вынести своё суждение. Буду признателен за любую адекватную оценку. 

       В данной статье не затронуты проблемы разработки системы контроля и зачётных требований. Как оценивать уровень обучения, какие зачёты и тесты применять при приёме и переводе учащегося из одной группы в другую – это отдельная и очень большая тема для осмысления и обсуждения. Буду признателен тем коллегам, которые найдут возможность высказаться и обсудить проблемы зачётных требований и методику разработки контрольно-измерительных средств.