"О некоторых проблемах составления учебной программы по шахматам"
О некоторых проблемах составления учебной программы по шахматам.
Мы живём и трудимся в эпоху непрерывного реформирования российского образования и спорта, постоянно принимаются новые законы, новые образовательные нормы, новые ЕВСК и тем прочее. Приказом Минспорта России № 930 от 12 октября 2015 года утверждён Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорту шахматы, в котором строго обозначены требования к структуре и содержанию программы спортивной подготовки. Все прежние программы и учебные планы, которые верой и правдой служили шахматным тренерам (и давали хорошие стабильные результаты) оказались вне закона, как не соответствующие Федеральному стандарту.
С тех пор абсолютно обосновано руководители образовательных и спортивных учреждений требуют от каждого педагога и тренера (тренера-преподавателя) наличия Учебной Программы, составленной в соответствии с Федеральным стандартом. Многие тренеры оперативно нашли на просторах интернета примерную программу из спортивной школы города N, что-то откорректировали, адаптировали для своих условий, руководитель учреждения утвердил, а дальше… Кстати, я не знаю, что дальше: тренер работает в полном соответствии с новой программой или так, как получается. Скорее всего – второе. Дело в том, что очень немногие муниципальные образовательные и детские спортивные учреждения могут обеспечить те условия, которые утверждены в Федеральном стандарте. У кого учебное помещение оборудовано интерактивным комплектом? Душевые комнаты? Кто имеет свободный доступ к тренажёрному залу, чтобы проводить систематические занятия общей и специальной физической подготовки? Можно ещё упомянуть, что Федеральный стандарт к числу необходимого инвентаря относит такие «мелочи», как секундомер, турник, мат гимнастический и т.п. Тем не менее, Программа должна быть составлена в соответствии с федеральным стандартом. Поэтому шахматные тренеры не жалуются на отсутствие необходимых условий, а пишут учебную Программу и работают согласно имеющимся ресурсам.
Автор этих строк при составлении Программы спортивной подготовки столкнулся с некоторыми проблемами, с которыми возможно встретились и другие коллеги. В данной статье освещаются эти проблемы и противоречия, предлагаются методы для их решения, несколько вопросов оказались открытыми: надеюсь, что коллеги подскажут методы их решения.
- 1. Законодательные акты, на основании которых составляется Программа обучения шахматам.
При составлении учебной Программы мы должны руководствоваться рядом законодательных актов. Довольно полный список приводится ниже:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным Закон «О физической культуре в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства спорта России от 27.12.2013 г. №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
- Приказ Министерства спорта России от 15.11.2018 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»;
- Приказ Министерства спорта России № 930 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта шахматы» от 12.10.2015г. Далее по тексту будем применять аббревиатуру ФССП.
Важно отметить, что при составлении учебной программы по шахматам в образовательном учреждении (в том числе в ДЮСШ) мы должны руководствоваться Приказом Минспорта № 939 от 15.11.2018 г., а при составлении Программы спортивной подготовки по виду спорта шахматы в спортивной школе – Приказом минспорта № 930 от 12.10.2015 г., - ФССП.
Кроме законодательных актов авторы программ руководствуемся основополагающими принципами и положениями теории и методики спортивной тренировки, результатами научных исследований и обобщения передового опыта работы детско-юношеских спортивных школ, а также элементарной педагогической логикой и собственным тренерским опытом.
Далее рассмотрим проблемы, которые возникали у автора этой статьи в процессе составления Программы спортивной подготовки в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта шахматы.
- 2. Некоторые проблемы составления Программы
спортивной подготовки.
Первая проблема, с которой сталкивается автор и он же - пользователь программы спортивной подготовки – это отсутствие типовой программы. Поэтому приходится искать в интернете ту программу, которая наилучшим образом соответствует имеющимся условиям. В интернете можно найти сотни программ. Возникает вторая проблема: проблема выбора. Каждая программа утверждает в Пояснительной записке, что составлена в соответствии с федеральным стандартом, но почему-то все программы разные и по компоновке материала, и по размещению одноимённых тем и блоков в разных разделах. Это касается в первую очередь разделов «Нормативная часть» и «Методическая часть». Это третья проблема: проблема соответствия конкретного содержания каждого раздела Программы Федеральному стандарту. Эта проблема вроде несущественная: форму и последовательность изложения можно соблюсти, следуя рекомендациям и требованиям Федерального стандарта.
Структура программы согласно федеральному стандарту должна содержать следующие разделы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- нормативная часть;
- методическая часть;
- система контроля и зачётные требования;
- перечень информационного обеспечения.
Структура вполне логичная и практически совпадает со структурой старых учебных программ. ФССП также регламентирует подструктуру: какое содержание по пунктам должно быть в каждом разделе.
Итак: у нас есть несколько программ из разных спортивных школ разных населённых пунктов России, есть структура и заданная подструктура: чёткий перечень пунктов и содержательных блоков по каждому разделу согласно ФССП. Остаётся брать материал из разных источников и выстраивать его в соответствии с требованиями ФССП. Компиляция материала по строго заданной подструктуре. Казалось бы: что здесь сложного?
Оказалось, что это тяжкий труд: имеющиеся источники нередко не только нарушают подструктуру программы, но ещё и размещают содержательные блоки и отдельные пункты в несоответствующих разделах, при этом смешивая в одном блоке содержание из разных разделов. Таким образом, решение «несущественной» проблемы номер три потребовало огромного количества времени, и эта проблема адекватно не решена до сих пор.
В связи с чем, обращаюсь к коллегам с просьбой подсказать: где можно найти примерную программу спортивной подготовки, по структуре и форме действительно соответствующую требованиям ФССП?
Думаю, многие коллеги-тренеры согласятся, что для пользователя программы главная её часть – это Учебный план. В разных источниках его называют также «Учебно-тематический план», и т.п. В ФССП нет понятия учебного плана, но упоминается (только один раз!) «Годовой тренировочный план», однако, не обозначено место в программе для этого важнейшего раздела. Это ещё одна проблема при разработке Программы: как разрабатывать Годовой тренировочный план и где его размещать?
Во многих программах спортивной подготовки, опубликованных в интернете, отсутствует понятие «Годовой тренировочный план», а фигурирует привычное понятие «учебный план», что, по нашему мнению, равнозначно. При изучении этих источников выясняется, что различные программы, опубликованные в сети интернет, можно разделить на две основные категории:
1) программы, не содержащие учебные планы (возможно, они идут отдельными документами как приложения;
2) программы, содержащие учебный план. При этом у разных авторов учебные планы подчас включены в разные разделы.
В первом случае всё сделано в соответствии с федеральным стандартом. Во втором случае авторы программ применили здравую педагогическую логику.
Согласно ФССП в «Методической части» Программы должен быть размещён (цитата): «программный материал для практических занятий по каждому этапу спортивной подготовки с разбивкой на периоды подготовки». Методический материал должен быть подобран согласно разделам Годового тренировочного плана (Учебного плана), а далее – вписан в План-график распределения учебных часов. Поэтому делаем вывод, что Годовой тренировочный план должен быть в «Нормативной части» Программы спортивной подготовки: учебные часы и объём соревновательной деятельности строго нормируются в ФССП.
По каждому году обучения ФССП определяет нормативы максимального объёма тренировочной нагрузки, процентное соотношение объёмов тренировочной нагрузки, планируемые показатели соревновательной деятельности и т.д. При простейшем арифметическом анализе нескольких программ спортивной подготовки, взятых из сети интернета, приходится констатировать, что во многих случаях нормы, установленные ФССП, и указанные в авторской программе спортивной подготовки, и цифры учебных часов в одной в той же программе не согласуются друг с другом. Выявляется ещё одна проблема: нарушение взаимосвязи нормирования учебных часов с нормами ФССП. Подобная проблема постигла и автора данной статьи.
Пытаясь разобраться, как исправить арифметическое несоответствие норм ФССП, отдельных объёмов тренировочной нагрузки и количества часов по каждой учебной теме, я составил методику расчёта объёмов тренировочной нагрузки для их включения в Годовой тренировочный план (Учебный план) Программы спортивной подготовки.
В следующем разделе приводим эту методику. Заранее приношу извинения за некоторые громоздкие предложения: формулирование данных предложений диктуется рамками нормативной лексики, принятой в ФССП.
- 3. Методика расчёта объёмов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки для включения в Годовой тренировочный план в Программе спортивной подготовки по виду спорта шахматы.
Цель данной методики – представить простой алгоритм составления Годового тренировочного плана на основе расчёта объёмов тренировочной нагрузки по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки в соответствии с нормами ФССП.
Уважаемые коллеги-тренеры знают, что современные Программы спортивной подготовки должны охватывать многолетний непрерывный соревновательно-тренировочный процесс, состоящий из этапов спортивной подготовки согласно ФССП:
- этап начальной подготовки – ЭНП: 2 года;
- тренировочный этап (Этап спортивной специализации) – ТЭ: 4 года;
- этап совершенствования спортивного мастерства - ЭССМ;
- этап высшего спортивного мастерства - ЭВСМ.
В данной методике рассматриваются только два первых этапа спортивной подготовки: начальной подготовки - ЭНП и тренировочный этап - ТЭ.
Виды (или разделы) спортивной подготовки:
- общефизическая подготовка – ОФП;
- специальная физическая подготовка – СФП;
- технико-тактическая подготовка – ТТП;
- теоретическая, психологическая подготовка – ТПП;
- участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика – СИСП.
Некоторые обозначения неформальные, применяются только здесь.
Предлагаем применить нижеприведённый Алгоритм расчёта учебных часов для того, чтобы часы учебных занятий по теории и практике, объёмы физической подготовки, время участия в соревнованиях, отражаемые в Годовом тренировочном плане на каждом этапе спортивной подготовки соответствовали планируемым объёмам тренировочного процесса в соответствии с нормами ФССП.
Следуя поочерёдно каждому пункту Алгоритма, у составителя Годового тренировочного плана возможность запутаться и ошибиться в расчётах сводится к минимуму.
Обращаем внимание, что нормы, взятые из ФССП, являются обязательной и неизменной основой для всех дальнейших расчётов. А числа, выделенные синим цветом – примеры, но рассчитанные на основании нормативов ФССП.
Алгоритм расчёта учебных часов Годового тренировочного плана
по виду спорта шахматы на этапах ЭНП и ТЭ.
1) Определяем конкретные года обучения на этапах спортивной подготовки многолетнего плана спортивной подготовки.
Согласно Приложению 1 ФССП продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта шахматы следующие:
Таблица 1.
Этапы спортивной подготовки |
Продолжительность этапов (в годах) |
Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) |
Наполняемость групп (человек) |
Этап начальной подготовки |
2 |
7 |
10 |
Тренировочный этап |
4 |
8 |
6 |
Из этой нормы определено, что мы составляем шестилетний тренировочный План по следующим годам подготовки:
- ЭНП-1 – 1-ый год этапа начальной подготовки;
- ЭНП-2 – 2-ой год этапа начальной подготовки;
- ТЭ-1 – 1-ый год тренировочного этапа;
- ТЭ-2 – 2-ой год тренировочного этапа;
- ТЭ-3 – 3-ий год тренировочного этапа;
- ТЭ-4 – 4-ый год тренировочного этапа.
2) Определяем объёмы каждого раздела спортивной подготовки в процентном соотношении.
Согласно Приложению 2 ФССП соотношение объёмов тренировочного процесса по видам (разделам) спортивной подготовки на каждом этапе спортивной подготовки должны находиться в соответствующих пределах:
Таблица 2.
Разделы спортивной подготовки |
Этапы спортивной подготовки |
|||
Этап начальной подготовки |
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
|||
До года |
Свыше года |
До 2 лет |
Свыше 2 лет |
|
Общая физическая подготовка, ОФП(%) |
10-16 |
8-14 |
4-8 |
4-6 |
Специальная физическая подготовка, СФП (%) |
|
|
4-6 |
4-6 |
Теоретическая, психологическая подготовка, ТПП (%) |
30-40 |
30-40 |
15-25 |
15-25 |
Технико-тактическая подготовка, ТТП (%) |
40-58 |
40-58 |
50-70 |
40-60 |
Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, СИСП (%) |
2-4 |
4-6 |
7-12 |
15-25 |
Как видно из таблицы 2, нормы соотношения объёмов тренировочного процесса варьируются в некоторых пределах, но не позволяют их нарушать. Конкретный объём (в процентах) по каждому виду спортивной подготовки составитель Годового тренировочного плана рассчитывает, исходя из местных условий и своего педагогического, тренерского опыта.
Для примера возьмём следующие цифры:
Таблица 3.
Разделы спортивной подготовки |
Этап начальной подготовки |
Тренировочный этап |
||||
ЭНП-1 |
ЭНП-2 |
ТЭ-1 |
ТЭ-2 |
ТЭ-3 |
ТЭ-4 |
|
ОФП |
10% |
8% |
5% |
5% |
5% |
5% |
СФП |
- |
- |
5% |
5% |
5% |
5% |
ТПП |
40% |
36% |
21% |
23% |
20% |
20% |
ТТП |
45% |
50% |
59% |
55% |
50% |
45% |
СИСП |
5% |
6% |
10% |
12% |
20% |
25% |
3) Определяем количество учебных часов в каждом учебном году.
Согласно Приложению 9 ФССП максимальный объём тренировочной нагрузки на этапах спортивной подготовки по виду спорта шахматы устанавливается следующими нормативами:
Таблица 4.
Этапный норматив |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||
Этап начальной подготовки |
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
|||
До года |
Свыше года |
До двух лет |
Свыше двух лет |
|
Количество часов в неделю |
6 |
8 |
9 |
12 |
Количество тренировок в неделю |
4 |
5 |
6 |
9 |
Общее количество часов в год |
312 |
416 |
468 |
624 |
Общее количество тренировок в год |
208 |
260 |
312 |
468 |
В соответствии с пунктом 10 раздела V ФССП тренировочный процесс ведётся в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели – весь календарный год. В подавляющем большинстве программ обозначено, что в них включено 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительные 6 недель – в спортивно-оздоровительном лагере; по индивидуальным планам на период активного отдыха спортсменов.
Таким образом, Годовой тренировочный план в 52 недели целесообразно разделить на Основной тренировочный план (46 недель) и План дополнительной подготовки (6 недель). Тренировочная деятельность по индивидуальным планам осуществляется согласно ФССП на этапах ЭССМ и ЭВСМ. следовательно, на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе в План дополнительной подготовки (6 летних недель) можно включать тренировочную деятельность в оздоровительных лагерях, учебно-тренировочных сборах, других спортивных и массовых мероприятиях.
Годовой тренировочный план каждого года спортивной подготовки состоит из основного и дополнительного, в часах это выглядит так:
- ЭНП-1: Основной план 276 ч. + дополнительный план 36 ч.;
- ЭНП-2: Основной план 368 ч. + дополнительный план 48 ч.;
- ТЭ-1-2: Основной план 414 ч. + дополнительный план 54 ч.;
- ТЭ-3-4: Основной план 552 ч. + дополнительный план 72 ч.
4) Составляем шестилетний тренировочный план с указанием объёмов каждого раздела подготовки в часах по каждому году подготовки.
Таблицу 2, где даются пределы максимального объёма спортивной подготовки по каждому разделу в процентах, мы заполняем численными значениями в часах, при этом расчёт ведём по Основному тренировочному плану. Тематическое содержание 6 летних недель будут планироваться отдельно, исходя из местных условий и, планов и предложений муниципальных и региональных спортивных федераций, других обстоятельств.
Для примера, выбранные нами проценты в таблице 3 переводим в количество часов по каждому виду подготовки в каждом учебном году.
Таблица 5
Разделы спортивной подготовки |
Этап начальной подготовки |
Тренировочный этап |
||||
ЭНП-1 |
ЭНП-2 |
ТЭ-1 |
ТЭ-2 |
ТЭ-3 |
ТЭ-4 |
|
ОФП |
10% |
8% |
5% |
5% |
5% |
5% |
28 |
30 |
20 |
20 |
28 |
28 |
|
СФП |
- |
- |
5% |
5% |
5% |
5% |
- |
- |
20 |
20 |
26 |
26 |
|
ТПП |
40% |
36% |
21% |
23% |
20% |
20% |
110 |
132 |
86 |
90 |
112 |
110 |
|
ТТП |
45% |
50% |
59% |
55% |
50% |
45% |
124 |
184 |
246 |
230 |
276 |
248 |
|
СИСП |
5% |
6% |
10% |
12% |
20% |
25% |
14 |
22 |
42 |
54 |
110 |
140 |
|
Всего часов ( за 46 учебных недель) |
276 |
368 |
414 |
414 |
552 |
552 |
Получили шестилетний тренировочный план спортивной подготовки в часах по каждому разделу спортивной подготовки в каждом учебном году.
Теперь можно переходить к составлению примерного Плана-графика распределения учебных часов для каждого года спортивной подготовки.
5) Составление Плана-графика распределения учебно-тренировочных часов для каждого года обучения по разделам спортивной подготовки.
Берём стандартную сетку годового плана-графика распределения учебных часов по месяцам и заполняем нормами часов, высчитанных выше.
Для примера возьмём первый год обучения на тренировочном этапе ТЭ-1 и заполним сетку плана-графика в соответствии с нормами, полученными в таблице 5, исходя из 9 учебных часов в неделю согласно приложению 9 ФССП, всего 468 часов за календарный год: 414 ч. + 54 ч.
Таблица 6
|
ЭНП - 2 |
|
Основной тренировочный план |
Доп. |
|||||||||||
|
Разделы спортивной подготовки |
часов по основному плану |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
|
1 |
ОФП |
20 |
4 |
4 |
|
|
|
|
4 |
4 |
4 |
|
|
|
|
2 |
СФП |
20 |
|
4 |
|
|
|
|
|
|
4 |
6 |
6 |
|
|
3 |
ТПП |
86 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
6 |
|
|
4 |
ТТП |
246 |
26 |
24 |
18 |
32 |
24 |
28 |
20 |
26 |
24 |
10 |
14 |
|
|
5 |
СИСП |
42 |
|
|
12 |
|
8 |
|
8 |
|
|
14 |
|
|
|
|
Всего часов по Основному плану |
414 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примерно часов в месяц |
38 |
40 |
38 |
40 |
40 |
36 |
40 |
38 |
40 |
38 |
26 осн. |
14 доп. |
40 доп. |
|
Всего часов по дополнительному плану |
54 |
Следует отметить, что получившийся план-график распределения учебно-тренировочных часов примерный. но важно, что теперь все суммы чисел соответствуют и нормативам ФССП, и вполне укладываются в реальные условия проведения тренировок.
Далее следует конкретизировать часы отдельных учебных тем в соответствующих разделах спортивной подготовки. Получится реальный рабочий помесячный план.
Возможно, данная методика неточная, возможно неполная, возможно излишняя – прошу коллег-тренеров с ней познакомиться и вынести своё суждение. Буду признателен за любую адекватную оценку.
В данной статье не затронуты проблемы разработки системы контроля и зачётных требований. Как оценивать уровень обучения, какие зачёты и тесты применять при приёме и переводе учащегося из одной группы в другую – это отдельная и очень большая тема для осмысления и обсуждения. Буду признателен тем коллегам, которые найдут возможность высказаться и обсудить проблемы зачётных требований и методику разработки контрольно-измерительных средств.