Юрий Базлов. Когда шахматы - искусство!

18.02.2019

Лет двадцать назад с изумлением увидел фамилию Юрия Базлова в списке участников очередного чемпионата Приморского края по практической игре, с которым ранее не доводилось быть знакомым лично. Со спортивным, да и просто с человеческим любопытством стал приглядываться к именитому шахматному композитору, чьи работы частенько печатались во всероссийских интеллектуальных журналах .Увы, тогда у меня не хватило духу подойти к мэтру, автору завораживающих композиций на черно - белых клетках .Это потом уже, на различных турнирах, судьба не раз сводила с ним и чем больше я узнавал об этом скромном и доброжелательном интеллектуале, тем сильнее росло уважение к нему, которое со временем перешло в многолетнюю дружбу. 

Не так давно замечательный художник составления шахматных задач покорил очередную и ох, как нелегкую вершину в своём творчестве. На завершившемся трехлетнем цикле VI личного чемпионата мира по шахматной композиции, в разделе "Этюды", Юрий Васильевич в острейшей борьбе завоевал серебряную медаль, уступив только троекратному чемпиону Олегу Первакову из Москвы. На этом мировом форуме состязалось рекордное количество участников - 248 из 41 страны, выставивших  2862 лучших своих произведения .Добавлю, что в чемпионате 2007-2009 годов композитор из Владивостока уже становился бронзовым призёром. Не сбавляя жёстких требований, прежде всего к самому себе(!), выдающийся маэстро , следом, на одном дыхании выиграл и Кубок мира. Поздравив титулованного земляка с феноменальным успехом, к тому же с выполнением долгожданной нормы высшего шахматного звания,  с трудом уговорил его хоть немного рассказать о себе. Ведь приморец первый на огромном Дальневосточном федеральном округе, кто смог стать гроссмейстером по шахматной композиции. Немаловажный и такой факт, что до этого памятного события,в России было только три этюдиста обладавших столь высоким званием  - это Олег Перваков, Николай Кралин (оба из Москвы) и Алексей Сочнев из Санкт-Петербурга.

-  Юрий Васильевич, с чего у Вас зародилась любовь к столь удивительной разновидности королевской игры ?
Ю.Б. -  Вообще - то, композицией я увлёкся и стал составлять задачи после 13 лет - практически сразу после того, как научился самостоятельно играть в шахматы. Сейчас трудно сказать, что меня в ней привлекло. Вероятно, понравилась какая-то задачка в журнале "Пионер", где вёл шахматный отдел (кажется, он назывался "В стране шаха - владыки чёрных и белых полей") известнейший популяризатор,  международный мастер Михаил Юдович. Захотелось составить что-нибудь и самому, с того вот всё и пошло.
- А в каком году состоялся Ваш дебют в периодических изданиях ?
Ю.Б. - Первая  задача (двухходовка) была опубликована в том же журнале (№2 за 1962 г.). Следующие  увидели свет уже  в солидном издании  всесоюзного значения - "Шахматы в СССР". Всего за полтора-два года составил около сотни разных задач. Но опубликовал из них немного. К  сожалению, затерялась записная книжка, да и потом как-то пропал  интерес к ним... Помню только, что под конец очень сильно увлёкся октетами - задачами с правильными матами, в создании которых принимают участие все восемь белых фигур.
- Замечательно, что всё же вернулись к композиции!
Ю.Б. - В конце 1964 - начале 1965 гг. под влиянием статьи А. Гурвича "Шахматная поэзия" перешёл исключительно на этюды. 
- Самое значимое достижение тех лет ?
Ю.Б. - Первый большой успех пришёл в 1967 году: тогда я победил в крупном международном конкурсе, посвящённом 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, судил который сам гениальный Генрих Каспарян. (этот этюд участвовал в личном чемпионате СССР, где получил самую высокую оценку от судей - авт.)
- Вы, фактически, уже тогда  выполнили норму мастера спорта ?
Ю.Б. - Наверное... Но, официально это звание получил уже после того, как стал чемпионом СССР в 1983 г.
- У Вас, к тому времени,  уже было множество других побед в разных соревнованиях - и в Советском Союзе, и за рубежом. И если бы  регулярно отправляли свои произведения для отбора в "Альбом ФИДЕ", по результатам которого присваиваются звания, то, вероятнее всего, международным мастером Вы стали бы в середине 80-х годов?!
Ю.Б. - Возможно. Всё же, тогда все эти звания меня не сильно волновали.
- И потому международником стали почти 30 лет спустя - в 2013 году.
Ю.Б. - Да, так уж случилось. Конечно, теперь я рад тому, что на последнем чемпионате мира мне сопутствовала удача и по оценкам посылки из 6 этюдов удалось выполнить норму международного гроссмейстера.
- После успеха на нём Вы сходу "взяли" и Кубок мира! Пожалуйста, немного подробнее об этом турнире.
Ю.Б. - Там участвовало 42 композитора из 21 страны, в том числе один из сильнейших шахматистов современности Ян Тимман. Голландец, долгие годы входивший в мировую элиту и даже претендовавший на шахматную корону, завоевал в этом Кубке бронзовую медаль. Тема моего опуса на выигрыш - преодоление вечного шаха. Соревнования проходили по всем 8 разделам (двух-трёх-многоходовки, обратные и кооперативные маты, сказочные шахматы и ретроанализ). "Сказки" я не люблю и не признаю. Там свои правила, свои фантастические фигуры (типа "сверчков" и прочего).
- Отчего такая нелюбовь к ним ?
Ю.Б. - На Западе они пользуются колоссальным успехом у составителей. Видимо, потому, что во времена С.С.С.Р. в ортодоксальных жанрах превосходство советских композиторов было подавляющим. Подозреваю, что зарубежные составители придумали себе эту "игрушку", не имеющую в общем-то никакого отношения к нормальным шахматам, дабы не плестись вечно в хвосте. На ней многие сделали себе имя. Что, в конечном итоге, едва не привело к расколу нашей федерации, поскольку значительная часть "Альбома ФИДЕ" (сборник лучших произведений шахматной композиции, выходящих раз в три года, на основе отбора в которые присваиваются международные звания) забита этой никому не нужной малоинтересной чепухой. Им предлагали создать свою собственную федерацию, но поскольку нынешний президент WFCC(Международная федерация по шахматной композиции) сам благоволит "сказочникам", было пока решено не доводить дело до раскола. Хотя именно из-за этого нынешние отношения составителей с Международной шахматной федерацией остаются крайне напряжёнными. Сегодня WFCC выделена в ней как отдельный спецпроект и финансирование её резко сократилось. Тем не менее Кубок мира по шахматной композиции проходят регулярно (раз в два года) и награды победителям лично вручает сам президент ФИДЕ. 
- А с чем связана Ваша основная работа ?
Ю.Б. - По профессии я журналист.
- Новых Вам высот, дорогой Юрий Васильевич!
Ю.Б. - Спасибо. Будем стараться.

Автор: Пешкин Антон